В декабре 1901 г. была закончена картина "Демон поверженный".

Но вскоре он опять стал переписывать свое полотно,

не прекращая работы даже на выставках в Москве и особенно в Петербурге,

где картина была в феврале - марте 1902 г.

Александр Бенуа рассказывает:




"Каждое утро, до 12-ти, публика могла видеть,

как Врубель "дописывал" свою картину.

В этой последней борьбе (2 месяца спустя художник уже находился в лечебнице

было что-то ужасное и чудовищное.

Каждый день мы находили новые и новые изменения.

Лицо Демона становилось все страшнее и страшнее, мучительнее и мучительнее;

его поза, его сложение имели в себе что-то пыточно-вывернутое,

что-то до последней степени странное и болезненное,

общий колорит наоборот становится все более и более фееричным, блестящим.

Белый фейерверк звенящих павлиньих красок рассыпался по крыльям Демона,

горы позади зажглись странным торжественным заревом,

голова и грудь Демона украсились самоцветными камнями и царственным золотом.

В этом виде картина была и безобразна и безумно прельстительна.

Но или художник сам испугался ее, или модель коварно переменила лик свой,

спутав изображение мастера и натолкнув его на совершенно иное.

Произошел переворот и с тех пор картина стала тускнеть, чернеть,

поза стала естественнее, голова красивее, как-то благоразумнее,

а демоническая прелесть почти совершенно исчезла.

Врубель и совершенно изменил бы картину,

если бы его не умолили товарищи, хоть на выставке,

не касаться своего произведения"